Эффективность психологических вмешательств в борьбе с диабетом и снижением уровня глюкозы у взрослых с диабетом 2-го типа
Диабет — это хроническое заболевание, которое оказывает значительное влияние на отдельных людей и общество в целом. В 2019 году его распространённость в мире оценивалась в 9,3%, а к 2030 году, по прогнозам, она вырастет до 10,2%, а к 2045 году — до 10,9%. Среди основных типов диабета диабет 2-го типа составляет более 90% от общего числа случаев, и его распространённость растёт из-за старения населения и урбанизации. Жить с диабетом всегда непросто, поскольку людям и их семьям приходится сталкиваться с постоянными требованиями и трудностями, связанными с самоконтролем, а также с угрозой возникновения осложнений, связанных с диабетом. Эти постоянные стрессовые факторы могут вызывать негативные эмоции, которые могут мешать людям эффективно контролировать диабет.
Дистресс, связанный с диабетом, — это специфическое негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за трудностей, связанных с лечением диабета, и оно может включать в себя широкий спектр эмоций. Дистресс, связанный с диабетом, затрагивает примерно 36% людей с диабетом 2-го типа и отрицательно влияет на самоконтроль и гликемический контроль. Более того, он может быть более тесно связан с гликемическим контролем, чем депрессия.
Таким образом, цель этого обзора — систематически оценить данные о специализированных психологических вмешательствах для устранения стресса, вызванного диабетом, в качестве основного результата, уделяя особое внимание людям с диабетом 2-го типа.
Два рецензента независимо выполнили поиск по восьми базам данных с момента их создания до сентября 2024 года. Всего было получено 22 279 записей, и авторы включили 18 исследований в систематический обзор. Метаанализ включал данные из 16 исследований, представляющих 1639 участников. Типы вмешательств включали, среди прочего, основанную на осознанности и когнитивно-поведенческую терапию. Продолжительность вмешательств варьировалась от 4 недель до 6 месяцев.
Модель со случайным эффектом показала значительное и умеренное снижение уровня стресса у людей с диабетом по сравнению с контрольной группой (SMD = -0,56; 95% ДИ = -0,90, -0,22; p = 0,001). Эти исследования показали высокую неоднородность (I2 = 91%, p < 0,00001).
9 исследований, в которых приняли участие 1135 человек, предоставили последующие данные для расчета долгосрочного эффекта психологического вмешательства при диабетическом дистрессе. Через 3-12 месяцев после вмешательства модель случайного эффекта выявила средний, но незначимый эффект (SMD= -0,45; 95% ДИ= -0,93, 0,03; p = 0,07) с высокой гетерогенностью (I2 = 93%, p <0,00001).
В 7 исследованиях, включавших 650 участников, изучалось влияние психологических вмешательств на уровень HbA1c сразу после вмешательства. По сравнению с контрольной группой модель случайного эффекта выявила незначительное влияние на уровень HbA1c в первый момент времени после вмешательства (MD = 0,02; 95% ДИ= -0,23, 0,26; p = 0,89) с низкой гетерогенностью (I2 = 0%, p = 0,62).
7 исследований с участием 609 человек предоставили последующие данные для расчёта долгосрочного эффекта психологических вмешательств на уровень HbA1c. Через 3–12 месяцев после вмешательства модель со случайным эффектом показала незначительное влияние на уровень HbA1c (MD = -0,27; 95% ДИ = -0,64, 0,10; p = 0,15) с умеренной неоднородностью (I2 = 52%, p = 0,05).
Что касается краткосрочных эффектов в отношении стресса, вызванного диабетом, мы не наблюдали значительного снижения неоднородности в подгруппах. Однако вмешательства, проводимые в групповом формате, привели к значительному и более выраженному эффекту (SMD = -0,65; 95% ДИ = -1,20, -0,10; p = 0,02). Аналогичным образом, вмешательства, направленные на участников с исходным уровнем стресса, вызванного диабетом, выше порогового значения, продемонстрировали значительный и более выраженный эффект (SMD = -0,97; 95% ДИ = -1,65, -0,30; p = 0,005). Кроме того, вмешательства, проводимые профессиональными психологами, также продемонстрировали значительный и более выраженный эффект (SMD = -0,93; 95% ДИ = -1,78, -0,09; p = 0,03). Вмешательства, включающие технологический компонент, оказали большее, но незначительное влияние (SMD = -1,76; 95% ДИ = -5,09, 1,58; p = 0,30).
Что касается долгосрочного эффекта, вмешательства профессиональных психологов значительно снизили диабетический дистресс (SMD= -0,31; 95% ДИ = 0,58, -0,05; p = 0,02) с низкой гетерогенностью (I2 = 0%, p = 0,97), тогда как эффекты вмешательства других подгрупп были незначительными.
График «воронка» указывал на возможность систематической ошибки публикации, поскольку исследования с небольшими выборками должны были находиться в правом нижнем углу. Кроме того, тест Эггера указывал на потенциальную систематическую ошибку публикации (p = 0,019).
Таким образом, психологические вмешательства, разработанные специально для лечения диабетического дистресса у людей с сахарным диабетом 2 типа, эффективны в снижении уровня диабетического дистресса в краткосрочной перспективе. Эффект от вмешательства может быть усилен, если оно проводится в групповом формате, с использованием технологического компонента, предоставляемого психологами, или с участием лиц с повышенным уровнем дистресса, связанного с диабетом, на начальном этапе. Необходимы дополнительные исследования, чтобы объединить эффективные компоненты вмешательства и изучить долгосрочный эффект психологических вмешательств на дистресс, связанный с диабетом, а также лежащий в основе механизм улучшения уровня гликемии.
Перевод и адаптация Пушкина Полина (команда Доквей),
студентка Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, Россия.
Уважаемые коллеги! Мы проделываем для Вас большую работу по поиску и переводу интересных статей, на это уходит много времени и сил. К сожалению, другие медицинские порталы публикуют наши материалы без указания авторства, поэтому мы скрыли ссылку на источник из публичного доступа.
Если вам необходима информация об источнике, то сделайте запрос на почту: peel@uroweb.ru