Прямые последствия употребления электронных сигарет для здоровья: систематический обзор
В 2004 году электронные сигареты (ЭC) были представлены на рынке в качестве более здоровой альтернативы для хронических курильщиков, зависимых от никотина, что позволяет им курить без риска образования смол и других токсичных соединений табака. Благодаря своей способности выделять пар вместо дыма, электронные сигареты приобрели популярность среди тех, кто стремится бросить традиционное курение. Они также интересны подросткам и молодым взрослым, привлеченным маркетинговыми кампаниями, рекламирующими ЭС как более безопасную альтернативу традиционным сигаретам. Распространенность среди взрослых составляет примерно 10%, а среди учащихся средних и старших классов она достигает 11,8%. По оценкам, в 2020 году 68 миллионов взрослых употребляли электронные сигареты, преимущественно в возрасте 18-24 лет.
Хотя вейпинг электронных сигарет в целом считается более безопасным, чем курение традиционного табака, существует серьезная озабоченность по поводу разнообразия соединений, которые могут сочетаться в этих устройствах. Большинство жидкостей, используемых в электронных сигаретах, содержат пропиленгликоль и глицерин, которые раздражают дыхательные пути. Кроме того, при разложении паров ЭС может образовываться формальдегид, канцерогенное вещество. Некоторые картриджи для ЭС также содержат усилители вкуса, такие как диацетил, который при вдыхании не только увеличивает риск привыкания, но и может вызвать повреждение тканей - облитерирующий бронхиолит. Учитывая продолжающиеся дебаты о последствиях употребления электронных сигарет для здоровья, целью этого систематического обзора является тщательное изучение прямого воздействия употребления электронных сигарет на здоровье человека с учетом характеристик исследуемых групп населения и продолжительности воздействия.
Придерживаясь рекомендаций PRISMA, авторы провели всесторонний поиск в базах данных PubMed / Medline, Web of Science, Scopus и Google Scholar. Всего было включено 33 исследования, в которых оценивались последствия для сердечно-сосудистой системы, легких, почек, веса и фертильности.
Непосредственно после употребления ЭС было отмечено значительное увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического, диастолического и среднего артериального давления (АД), независимо от содержания никотина. Использование ЭС в течение 5 дней приводило к снижению АД и ЧСС у большинства участников, перешедших с курения на использование ЭС, эффект сохранялся после 1 месяца и в долгосрочной перспективе, особенно у курильщиков с повышенным исходным АД. Было обнаружено увеличение симпатической активности сердца среди пользователей ЭС по сравнению со здоровыми испытуемыми. Кроме того, у курильщиков табака было выявлено улучшение исходного уровня ацетилхолина и среднего АД через 3 и 6 месяцев после начала перехода на ЭС (p < 0,05).
Рандомизированное перекрестное исследование случайных потребителей табачных изделий продемонстрировало резкое увеличение жесткости сосудов после вдыхания электронных сигарет с никотином и без него, о чем свидетельствует увеличение индекса пульсовой волны на 75% и скорости распространения пульсовой волны, однако после 1 месяца перехода с табачных сигарет на электронные, жесткость сосудов уменьшилась. Исследователи также отметили значительное улучшение функции эндотелия, измеряемое с помощью проточно-опосредованной дилатации. Кроме того, длительное употребление электронных сигарет у курильщиков, пытающихся бросить курить, было связано с улучшением кровотока через 3 и 6 месяцев (p < 0,001). Некоторые исследователи наблюдали значительное ухудшение заболеваемости ящуром сразу после употребления никотинсодержащих электронных сигарет.
Активное использование ЭС у курильщиков и пассивное использование у здоровых людей не влияло на показатели анализа крови, но наблюдалось увеличение количества лейкоцитов, лимфоцитов и гранулоцитов в крови в течение как минимум 1 часа и через 4 часа. Кроме того, вдыхание как табака, так и ЭС значительно повышало маркеры окислительного стресса (уровни sNox2-dp, H2O2 и 8-изо-PGF2a), количество микрочастиц тромбоцитов (PMPS) и активность тромбоцитов (sCD40L и растворимый P-селектин), количество эндотелиальных пузырьков тромбоцитарного и эндотелиального происхождения (при курении ЭС), а также снижало маркеры биодоступности NO и антиоксидантов (витамин Е) у курильщиков табака, классифицированных как здоровые. Но в другом исследовании воздействие электронных сигарет без никотина не приводило к резким изменениям параметров окислительного стресса сердечно-сосудистой системы, а наличие никотина приводило к увеличению жесткости артерий и миелопероксидазы плазмы (p < 0,05).
Способность липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) к окислению была выше у потребителей электронных сигарет по сравнению со здоровыми испытуемыми (p = 0,78), а активность параоксоназы-1, которая защищает от окислительного стресса, имела тенденцию быть ниже у потребителей ЭС (p = 0,72). Маркеры воспаления, такие как антиоксидантный индекс липопротеинов высокой плотности, фибриноген и С-реактивный белок, не различались между группами.
У пользователей ЭС было отмечено более низкое изоволюметрическое время релаксации с поправкой на ЧСС (p = 0,011) и тканевой доплеровский кровоток (p = 0,019). Эти результаты свидетельствуют об отсутствии немедленного расслабляющего воздействия на мускулатуру левого желудочка, обычно наблюдаемого у курильщиков. Кроме того, ежедневное употребление электронных сигарет независимо ассоциировалось с повышением вероятности перенесения инфаркта миокарда.
Пропиленгликоль вызывал незначительное воспаление легких после 1 месяца воздействия, но никаких изменений в экспрессии генов в клетках легких не наблюдалось. Но у здоровых некурящих субъектов, подвергавшихся воздействию ЭС, как с никотином, так и без него, отметили генетические изменения в мелких эпителиальных клетках дыхательных путей, альвеолярных макрофагах и мононуклеарных фагоцитах нижних дыхательных путей после кратковременного воздействия. Были отмечены нарушение фагоцитарной способности и повышенная восприимчивость к бактериям, особенно к S. pneumoniae.
У испытуемых, использующих ЭС без никотина, была более низкая выдыхаемая фракция монооксида углерода (FeCo) по сравнению с курильщиками табака; однако выдыхаемая фракция оксида азота (FeNO) не показала существенной разницы. Значительное увеличение как показателей ФЖЕЛ (0,5-3,1%), так и ОФВ1 (1,5-6%) наблюдалось у потребителей табака и ЭС в течение 5 дней. Кроме того, среди некурящих табак воздействие ЭС привело к снижению МОС 75 на 75%, что указывает на то, что безникотиновые ЭС не вызывают значительных краткосрочных изменений в функциях легких у некурящих, но оказывают небольшое влияние на курильщиков табака. Использование ЭС в течение 5 дней не влияло на обструкцию воздушного потока или функцию легких. Прекращение употребления ЭС улучшило профиль воспаления легких, хотя и не повлияло на показатели спирометрии (ОФВ1), диффузионную способность легочной мембраны или объем легочных капилляров; кроме того, никотинсодержащие ЭС не уменьшали ОФВ1 по сравнению с прекращением употребления электронных сигарет. Уровни котинина как у пользователей ЭС, так и у обычных курильщиков табака повышались. У пользователей ЭС отмечено повышение ОФВ1/ ФЖЕЛ, ФЖЕЛ, ПСВ, МОС25-75), увеличение количества выдыхаемого монооксида углерода (CO) и никотина в сыворотке крови, а также снижение доли оксида азота в выдыхаемом воздухе (FeNO), хотя эти значения были ниже, чем у обычных потребителей табака.
Было обнаружено значительное подавление чувствительности к кашлевому рефлексу, измеренное с помощью теста на провокацию кашля (вдыхание капсаицина) у 30 человек, не куривших в анамнезе, после однократного воздействия паров электронных сигарет; чувствительность к кашлевому рефлексу возвращалась через 24 ч после использования ЭС При обследовании ВИЧ-позитивных курильщиков, которые полностью перешли с табачных сигарет на ЭC в течение 8-недельного наблюдения, было продемонстрировано клиническое улучшение таких симптомов, как кашель, свистящее дыхание и одышка, снижение ежедневного потребления сигарет и полное прекращение курения. В долгосрочной перспективе (1 год) респираторные симптомы быстро исчезали при использовании ЭС как у лиц, которые полностью бросили курить, так и у тех, кто сократил потребление табака.
Рандомизированное исследование двойного употребления табака и ЭС (с разными вкусами) показало снижение вредных или потенциально вредных биомаркеров полициклических ароматических углеводородов (ПАУ, таких как пирен), нитрозаминов, а также уровней летучих органических соединений у пользователей ЭС. Что касается показателей содержания CO и NO, то в группе, бросившей курить, сокращение составило 89%, а содержание оксида азота в выдыхаемом воздухе увеличивалось в группах, употребляющих ЭС и бросающих курить. Кроме того, было установлено, что потребление электронных сигарет снижает количество ежедневно потребляемых сигарет и зависимость от них у курящих субъектов.
У бывших курильщиков, которые перешли на электронные сигареты, было отмечено снижение биомаркеров воздействия табачного дыма в моче, а полный отказ от курения снижал их количество на 66-98%. Сравнения между курильщиками табака и пользователями электронных сигарет не показали существенных изменений массы тела после 3,5 лет наблюдения. В одном исследовании было обнаружено небольшое снижение индекса фертильности у женщин, пользующихся ЭС, по сравнению с некурящими (индекс фертильности = 0,84; 95% ДИ: 0,67, 1,06)
Курильщики или бывшие курильщики, которые переходят на электронные сигареты, могут снизить воздействие канцерогенов и риск развития серьезных проблем со здоровьем, связанных с обычным курением. У здоровых людей, которые никогда не курили традиционных сигарет, употребление электронных сигарет, особенно никотинсодержащих, вызывает ряд побочных эффектов со стороны сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Эти результаты свидетельствуют о том, что, хотя электронные сигареты могут быть стратегическим средством снижения вреда для курильщиков, они не являются безопасным вариантом для некурящих. Более того, долгосрочные последствия остаются неопределенными, а потенциальные риски аналогичны традиционному курению.
Источник изображения: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC11317248/
Перевод и адаптация Пушкина Полина (команда Доквей),
студентка Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва, Россия.
Уважаемые коллеги! Мы проделываем для Вас большую работу по поиску и переводу интересных статей, на это уходит много времени и сил. К сожалению, другие медицинские порталы публикуют наши материалы без указания авторства, поэтому мы скрыли ссылку на источник из публичного доступа.
Если вам необходима информация об источнике, то сделайте запрос на почту: peel@uroweb.ru